В современном мире ежегодно получают травмы и заболевают в связи с неблагоприятными условиями труда более 160 млн. работающих, из них свыше 1,2 млн. человек погибают вследствие несчастных случаев и заболеваний, связанных с условиями труда. Причинами аварий и несчастных случаев нередко служат технические факторы – конструктивные недостатки или неисправность машин и механизмов. Методологической основой дисциплины является научный анализ технологического процесса, аппаратурного оформления, условий труда.

Общие положения

Настоящий электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) разработан в соответствии с Положением об учебно - методическом комплексе № ПСМК 7.5-32-2013 от 05.11.2013, утвержденным ректором МГУП Шаршуновым В.А. и представляет собой совокупность учебно¬-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу по дисциплине «Охрана труда».

Данный ЭУМК включает в себя:

- раздел учебно-программной документации (типовая учебная программа ТД - 1.515 по специальностям, учебные программы - рабочие варианты - по специальностям);
- теоретический раздел (учебник и пособия в электронном виде для теоретического изучения дисциплины);
- практический раздел (практикум с методическими указаниями по выполнению лабораторных работ, практикум с примерами типовых расчетов, методические указания по выполнению раздела "Охрана труда" дипломного проекта, деловые игры);
- раздел контроля знаний (вопросы для подготовки);
- тесты для проверки знаний студентов по дисциплине;
- вспомогательный раздел (справочные материалы по дисциплине; нормативные документы и др.).

Предмет и задачи дисциплины

Создание безопасных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда, утвержденная Советом Министров Республики Беларусь в 2005 г., нацеливает работодателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся.

Решение поставленной задачи в значительной степени зависит от подготовленности руководящих кадров по вопросам охраны труда. Руководителям и специалистам необходимо владеть научными основами безопасности и гигиены труда, пожарной профилактики, а также способами их практического применения для устранения опасных и вредных производственных факторов, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Охрана труда имеет большое социально-экономическое значение. Известно, что неудовлетворенность работающих условиями труда приводит к текучести кадров со всеми вытекающими отрицательными последствиями, как для самого работника, так и для предприятия. Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что часть работающих вынуждена заканчивать свою трудовую деятельность ранее установленного пенсионного возраста, либо менять свою профессию и место работы по указанной причине.

Условия труда в значительной степени влияют на производительность труда. При благоприятных условиях работающий не затрачивает сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Имеются данные о том, что рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда на 6÷25 %. Солнечное освещение увеличивает производительность труда на 10 %, рациональное искусственное освещение на 6÷13%, при этом на некоторых производствах происходит сокращение брака, достигающее 25 %.

Правильная организация рабочего места повышает производительность труда до 20 %, использование функциональной музыки – на 12÷14 %, рациональная окраска помещений – на 25 %. В то же время производственный шум, превышающий допустимые пределы, может снизить производительность труда на 20 %. Установлено, что если работоспособность человека при 18÷20 °С принять за 100 %, то при 30 °С она уже будет составлять всего 60 %.

Недостатки, упущения в работе инженерно-технических работников (ИТР) по созданию надлежащих условий труда, нарушения требований охраны труда приводят к травматизму на производстве, профессиональной заболеваемости, к дополнительным затратам работодателя на компенсации работающим за работу в неблагоприятных условиях труда. Особенно пагубно на экономику предприятия влияют случаи травматизма и профессиональных заболеваний на производстве со смертельным и тяжелым исходом.

В современном мире ежегодно получают травмы и заболевают в связи с неблагоприятными условиями труда более 160 млн. работающих, из них свыше 1,2 млн. человек погибают вследствие несчастных случаев и заболеваний, связанных с условиями труда.

По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом ориентировочно оцениваются суммой около 75 тыс. дол. США. По оценкам Международной организации труда (МОТ), из-за несчастных случаев, чрезвычайных происшествий, производственных потерь и ущерба, наносимого собственности, теряется более 4 % процентов валового национального продукта. В то же время опыт североамериканских стран показывает, что каждый доллар, направленный на улучшение условий и обеспечение охраны труда на производстве, приносит прибыль в размере около 2,6 доллара.

Причинами аварий и несчастных случаев нередко служат технические факторы – конструктивные недостатки или неисправность машин и механизмов, несовершенство технологических процессов, отсутствие, выход из строя защитных средств и т.п. Однако во многих случаях виновником травматизма является сам работающий, который по тем или иным причинам пренебрег требованиями безопасности труда. Зачастую это объясняется недостаточным уровнем подготовки в вопросах охраны труда, неумением принять оптимальное решение в условиях дефицита времени и психофизиологических перегрузок.

Уровень безопасности жизнедеятельности человека в современном мире может служить достоверным критерием оценки степени экономического развития государства, его стабильности и социально-нравственного состояния общества. Вместе с тем, решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского сознания, внутренней самодисциплины, готовности к определенному ограничению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод во имя благополучия настоящего и будущих поколений.

Реализация этих принципов может быть достигнута только на основе организации обязательной системы непрерывного образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа – безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых производственных задач.

Охрана труда – это отрасль знаний, призванная обеспечить безопасные и безвредные условия труда на производстве. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

В отличие от многих других дисциплин, в охране труда все термины стандартизированы, что является очень важным при рассмотрении социально-трудовых конфликтов.

Дисциплина «Охрана труда» состоит из следующих основных разделов:

- правовые и организационные основы;

- производственная санитария и гигиена труда;

- инженерные основы безопасности производства;

- основы пожаровзрывобезопасности.

Цель дисциплины – формирование у будущего специалиста «философии безопасности», т.е. мировоззрения о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности, безопасности и защищенности работающих, что гарантирует им сохранение здоровья и работоспособности.

Задачи дисциплины – дать специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для реализации следующих направлений деятельности:

- создание комфортного и соответствующего нормативным параметрам состояния рабочих мест на предприятии;

- разработка и реализация технических и организационных мер защиты работающих от вредных и (или) опасных производственных факторов;

- проектирование и эксплуатация техники, технологических процессов и производств в соответствии с требованиями безопасности;

- принятие эффективных решений по защите работающих от возможных последствий аварий.

В процессе подготовки по дисциплине будущие специалисты должны приобрести знания научных основ охраны труда, интерес к рационализации производства, творческому решению проблем улучшения условий и безопасности труда на промышленных объектах, без чего невозможна реализация направления, провозглашенного в качестве основополагающего для этой области науки – «от техники безопасности к безопасной технике».

Методологической основой дисциплины является научный анализ технологического процесса, аппаратурного оформления, условий труда, используемых и получаемых продуктов с точки зрения возможности возникновения в процессе эксплуатации производства вредных и (или) опасных производственных факторов. На основе такого анализа определяются потенциально опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- концепцию государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основные законодательные, иные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по гигиене и безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;

- обязанности и ответственность работодателей и работающих по охране труда;

- организацию государственного надзора и общественного контроля за охраной труда;

- систему управления охраной труда на предприятии;

- организацию работы службы охраны труда на предприятии;

- вредные и (или) опасные производственные факторы, характерные для конкретного производства;

- основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

- способы защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

- основные мероприятия по пожарной профилактике, взрывозащите и технические средства пожаротушения.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- организовывать работу по охране труда в рабочей смене, на производственном участке, в цехе;

- осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на участке, в цехе;

- владеть безопасными приемами и методами работы и обучать им работающих;

- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также средствами пожаротушения;

- проверять исправность технических средств защиты;

- проводить расследование несчастных случаев.

Охрана труда является инженерной дисциплиной и базируется на знаниях, полученных студентами, как по специальным, так и по общеобразовательным и техническим дисциплинам.